24.06.2021

Как российская нефтяная компания зарабатывает на украинском трубопроводе

shimanovichВойны за украинские трубопроводы у россиян всегда являлись основным приоритетом наряду с войнами идеологическими. При этом, если идеологическая «обработка» осуществляется циклично, то намерения отобрать трубу всегда оставалось на первом месте. Также стоит отметить, что согласно устоявшемуся мнению словосочетание «украинская труба» почему-то всегда ассоциируется с магистральными газопроводами и подземными газовыми хранилищами. А зря, поскольку непубличные процессы, происходящие вокруг нефтепроводов, проходящих территорией Украины, представляют ничуть не меньший интерес.

В этом контексте довольно показательной является история с нефтепродуктопроводами «Самара-Западное направление» и «Грозный-Армавир-Трудовая», которые, согласно Закону Украины «О трубопроводном транспорте», являются государственной собственностью Украины.

Для начала немного истории. Вышеуказанные межгосударственные магистральные нефтепродуктопроводы построены в СССР в 60-80-х годах прошлого века за счет союзного бюджета для обеспечения Западной группы войск светлыми нефтепродуктами. Позднее, их появление позволило непосредственно перекачивать нефтепродукты Самарского, Уфимского и Мозырского нефтеперерабатывающих заводов по территории Украины потребителям в Западную Европу. Указанные трубопроводы длиной 1433 км проходят по территории Житомирской, Ровенской, Тернопольской, Львовской, Закарпатской областей и в их состав входят 6 нефтебаз общей емкостью для хранения нефтепродуктов свыше 320 тыс. м3. Официально ежегодно осуществляется транзит топлива через Украину в объеме около 1,5 млн. тонн.

После распада СССР нефтепродуктопроводы «Самара-Западное направление» и «Грозный-Армавир-Трудовая» остались в пользовании российского дочернего предприятия «ПрикарпатЗападтранс» Юго-Западного предприятия магистральных нефтепродуктопроводов концерна «Роснафтопродукт». В 1992 году в одностороннем порядке оба нефтепродуктопровода российской государственной акционерной компанией «Транснефть» (г.Самара) вносятся в уставный капитал своего дочернего предприятия «ПрикарпатЗападтранс» Юго-Западного предприятия магистральных нефтепродуктопроводов концерна «Роснафтопродукт» (г. Ровно).
Немногим позже, в 1993 году Ровенской городской администрацией было зарегистрировано дочернее предприятие «ПрикарпатЗападтранс» Юго-Западного предприятия магистральных нефтепродуктопроводов концерна «Роснафтопродукт», в уставный капитал которого, как иностранную инвестицию, в нарушение Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» и Декрета КМ Украины 1993 года «О режиме иностранного инвестирования», внесены части межгосударственных нефтепродуктопроводов (стоимостью 10,514 млн. дол. США), проходящих по территории Украины.

Впоследствии, для узаконивания права собственности на указанные Межгосударственные нефтепродуктопроводы в марте 1997 года Российская Федерация в рамках межгосударственного соглашения «О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности» предъявила имущественные претензии к Украине в дочернее предприятие «ПрикарпатЗападтранс». В ходе работы Подкомиссии по вопросам права собственности Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии, российской стороной в украинский Фонд государственного имущества передаются материалы о финансово-хозяйственной деятельности дочернего предприятия «ПрикарпатЗападтранс» с целью признания на него права собственности за РФ.

Стоит отметить, что только в марте 2011 года по иску Генеральной прокуратуры Украины, решением хозяйственного суда Ровненской области по делу №14/312 признано право собственности на части нефтепродуктопроводов, проходящих по территории Украины, общей протяженностью 1433 км за государством Украина в лице Фонда государственного имущества Украины.

Россияне, понятно, с такой пощечиной смириться ну никак не могли и уже в январе 2012 года в Ровенском апелляционном хозяйственном суде начала рассматриваться апелляционная жалоба по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ на вышеуказанное решение от 22.03.2011 года. Постановлением от 17.01.2012 года Ровенский апелляционный хозяйственный суд приостановил производство по делу №14/312 до получения от ФГИУ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ ответа о результатах рассмотрения подкомиссией по вопросам права собственности Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии согласно протоколу от 24.11.2011 года относительно урегулирования вопроса права собственности на имущество ГП «ПрикарпатЗападтранс»!

Понятно, что потерять доставшиеся незаконно нефтепродуктопроводы для белокаменной сродни поражению в боевых действиях. К тому же, среднегодовой объем транспортировки светлых нефтепродуктов «ПрикарпатЗападтранса» территорией Украины составляет 1,5 млн. тон. В денежном эквиваленте, согласно заключению экспертов, ежегодно Украина теряет около 200 млн. грн. (расчеты сделаны на основании официальных данных российской АО «Транснефть», согласно которым, ставка транзита за прокачку 100 тонн за один километр составляет приблизительно 1 дол. США).

Для полного понимания следует обратить внимание на аналогичные процессы, связанные с нефтепродуктопроводами в Беларуси и Латвии. Конфликт между РФ та Лукашенко относительно белорусского участка нефтепродуктопровода «Самара-Западное направление» длился до 2004 года. В июне 2004 года правительствами двух стран было подписано ряд соглашений, согласно которым собственником белорусского участка нефтепродуктопровода «Самара-Западное направление» является РФ. Что, в разрезе дальнейших развитий отношений между этими двумя странами, не удивительно. Эксплуатация системы магистральных нефтепродуктопроводов, расположенной на территории РБ, осуществляется предприятиями ОАО «Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов «Транснефтепродукт» — судя по всему в качестве «утешительного приза».

В же Латвии ситуация сложилась по-иному. Система магистральных нефтепродуктопроводов, которая находится на территории Латвии не находится в собственности РФ. Транспортировку светлых нефтепродуктов территорией Латвии осуществляет ООО «ЛатРосТранс», 34% уставного капитала, которого принадлежит российской государственной компании ОАО «АК «Транснефтепродукт», остальные 66% принадлежат латвийской компании «ВентспилсНефть». Вступив в судебные процессы с Украиной, россияне приостановили транспортировку нефтепродуктов указанным украинским участком трубопровода, чем, кстати, усилили блокирование транспортных возможностей прибалтийских стран.

Как дальше будет развиваться процесс вокруг украинских нефтепроводов — не понятно. При этом, российская сторона практически открыто заявляет, что она по судам «без проблем» снова заберёт украинские нефтетрубы. И в этом случае риторика про «никому не нужную поржавевшую трубу» уже не звучит. Хотя, стоит отметить, что как раз сейчас, перед Вильнюсским саммитом и открытой агрессией со стороны Таможенного союза, лучшего момента восстановить «статус кво» для Украины не придумаешь…

Сергей БАГРОВ

На фото — президент ОАО «АК «Транснефтепродукт» Владимир Шиманович.

Источник: sled.net.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *