09.05.2021

Наперекор рискам: что происходило на мировом арт-рынке в прошлом году

В истории мирового арт‑рынка 2014-й ознаменовался новыми рекордами. Согласно ежегодному отчету одной из самых авторитетных мировых ярмарок – TEFAF Maastricht, объем мирового рынка произведений искусства составил 51 млрд евро. В докризисном 2007‑м этот показатель был 48 млрд евро и до сих пор считался недосягаемым. Лидером рынка с долей 39% прогнозируемо остались США. Следом с равными долями (по 22%) идут Великобритания и Китай.

Портал Artprice.com, крупнейшая база данных по арт‑рынку с десятками миллионов аукционных цен, рапортует о том, что больше всего продано произведений таких легендарных мастеров, как Энди Уорхол (на $569,5 млн) и Пабло Пикассо (на $375 млн). Список художников с годовым «оборотом» свыше $200 млн насчитывает больше имен: Фрэнсис Бэкон, Герхард Рихтер, Марк Ротко, Клод Моне, Ци Байши, Альберто Джакометти.

Из года в год ставятся новые рекорды по суммам, выложенным за конкретные произведения. Если в 1980‑х мировое сообщество можно было шокировать, заплатив за чью‑то работу несколько десятков миллионов долларов, то с начала нулевых эта цифра выросла на порядок. Абсолютный рекорд пока за картиной Поля Гогена «Нафеа Фаа Ипоипо» («Когда ты выйдешь замуж?»). В этом году полотно было продано за $300 млн катарской музейной организации. Преодоление миллиардного порога – вопрос ближайшего будущего, уверены специалисты в области wealth management.

В чем причина роста? Идет отчаянная борьба за обладание ценностями мирового масштаба. Цены растут по мере уменьшения предложения шедевров. Также аналитики прогнозируют рост инвестиционной привлекательности искусства послевоенного периода и современных художников, родившихся после 1910 года. В 2014‑м, согласно отчету TEFAF, на них пришлась почти половина мирового рынка. 28% составили продажи произведений модерна (1875–1910 годы). Мастера этого периода традиционно пользуются спросом в Великобритании, где было продано около половины их работ.

Расширение каналов продаж

Один из наиболее обсуждаемых трендов последнего времени – рост количества и влиятельности арт‑пространств различных форматов. Активнее всего в этом направлении развиваются онлайн‑площадки. По данным Hiscox Online Art Trade Report 2015, продажи предметов искусства в интернете увеличились с $1,57 млрд в 2013‑м до $2,64 млрд в 2014‑м. Ожидаемый ежегодный прирост – 15–20%. Онлайн-платформы работают у Christie’s, Artnet и Artprice. Sotheby’s в июле прошлого года заявил о партнерстве с аукционом eВay. Большинство сделок в сети не превышают сумму в $50 000. И в этом есть свой плюс: низкий порог входа позволяет массовому потребителю почувствовать себя участником мирового арт‑рынка. Интернет расширяет географию и увеличивает скорость проведения трансакций.

Кроме того, онлайн‑площадки представляют собой эффективный инструмент влияния, формирования вкусов. По данным TEFAF, в прошлом году самыми популярными профильными сайтами были Art.com, Artspace.com и Gagosian.com. Пользуются спросом и площадки, предоставляющие доступ к уникальному контенту, например, к редким работам из частных коллекций (сеть Artwide). Или, наоборот, сайты, которые предоставляют огромный выбор произведений искусства в различных направлениях с советами известных кураторов и арт‑критиков (Saatchiart.com). Такие пространства выступают в роли посредника между художниками, дилерами, галереями и коллекционерами.

Но львиная доля сделок на рынке искусства по‑прежнему происходит в офлайне, более половины осуществляются между частными лицами. Четверть продаж на сумму $15,2 млрд прошла через аукционные дома. Объем сделок на крупнейших международных арт‑ярмарках составил около 10 млрд евро.

Искусство без границ

Ежегодно, по данным TEFAF, мировой экспорт и импорт предметов искусства растет на 10%. Основные его потоки проходят через США и Великобританию. Преградой для свободного проникновения искусства остаются высокие транспортные расходы, налоги, различия в законодательствах стран. Многие из этих проблем решаются благодаря зонам свободных портов, так называемых фрипортов (Freeports). Это специально отведенные зоны в международных морских или воздушных портах, где произведения искусства хранятся под контролем таможенных служб без уплаты каких‑либо налогов или других платежей. Фрипорт, по своей сути, это инструмент виртуализации арт‑рынка, позволяющий ценностям переходить из рук в руки без их фактического перемещения. Коллекционеров он привлекает низкими расходами на страхование и хранение, надежностью, конфиденциальностью, а также высоким уровнем безопасности. На территории порта все сделки проходят без налогов и лишней публичности. Попав туда на хранение, картины или скульптуры, ежемесячно меняя владельцев, могут годами не покидать порт.

Один из самых больших – фрипорт площадью в 150 000 кв. м, где хранятся предметы искусства на миллиарды долларов, находится в Женеве. В прошлом году новый фрипорт площадью 21 000 кв. м открылся в Люксембурге. Аналогичное пространство площадью 120 000 кв. м – в Пекине. В планах – открыть подобные зоны в Гонконге и Шанхае.

Развитие инфраструктуры

С 2000 по 2014 год в мире было открыто больше музеев, чем за 200 предшествующих лет, свидетельствует Artprice.com. Музейное дело перестало ориентироваться на дотационные модели финансирования. Ассоциация музеев США ежегодно фиксирует около 850 млн посещений музеев страны. Они стали не только хранителями знаний и редких ценностей, но и образовательными центрами. Грамотные рекламные ходы, публичная поддержка выставочных программ и проектов на государственном уровне позволяют им привлекать огромные потоки посетителей. Доходы поступают от продажи билетов, сувениров, книг, фильмов, платы за образовательные проекты и т. п.

Всего некоммерческие культурные институты приносят США около $135 млрд, предоставляя более 4,1 млн рабочих мест, и вносят около $22 млрд в бюджет страны в виде местных, государственных и федеральных налогов. Речь идет о музеях, правительственных культурных учреждениях, общественных коллекциях и других организациях, не ставящих перед собой цель получить прибыль. Традиционные каналы финансирования – государственные гранты, взносы попечителей и меценатов – также сохранились.

Осознают важность создания собственной культурной инфраструктуры и страны Азии и Ближнего Востока. В 1949 году в Китае насчитывалось всего 25 музеев, после 2013‑го их количество достигло 4000. Пять лет назад в стране была принята стратегическая программа по развитию культурной индустрии. Теперь почти каждая столица небольшой провинции КНР сооружает или реанимирует свои музейные пространства. Китай, к слову, в прошлом году сохранил лидерство в сегменте мировых аукционных продаж, заняв 37,2% рынка и обогнав по этому показателю даже США (32,1%).

Музею в среднем необходима коллекция из 3000–4000 произведений. Бум отрасли, особенно в Азиатском регионе, подстегнет дальнейшее развитие рынка и спрос на сегмент современного искусства, так как большинство работ покупаются с целью «вечного» владения.

Наталия Шпитковская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *